Так ли важна дата производства шины?...
В последнее время при покупке новых автомобильных шин возникает вопрос об их дате производства. Насколько это важно, и на что влияет возраст шины – разберем далее.
Еще 10 лет назад этим вопросом не интересовался практически никто. Мало кто из потребителей интересовался, где можно узнать дату производства шины, которая состоит из четырех цифр, где первые две цифры – номер недели, а две вторые – год выпуска.
По версии многих автовладельцев, шины текущего года лучше, чем шины прошлого года, якобы шины теряют свои свойства за несколько месяцев, а в чем конкретно разница, так никто и не объяснил – так ли это? Ведь следуя этой логике, мы должны менять резину каждый год, но почему то спустя несколько месяцев автовладельцы забывают об этом. Попытка объяснить, что шина не является скоропортящимся продуктом, была предпринята шинными производителями, диванными экспертами, блогерами, вещающими автомобильно-шинную тему.
Некоторые поддержали рекламную компанию Michelin – их позиции сошлись в том, что влияние процессов старения на характеристики шин активно начинается с момента установки резины на автомобиль. Вторым признаком сохранности свойств было признано соблюдение правильных норм хранения. Другие блогеры наоборот – высказали мнение, что шина теряет свои свойства в течение года с последующим ухудшением. Давайте разбираться по порядку.
Особенности даты производства шин
Не секрет, что не все шины продаются в год их производства – в среднем 15-20% шин переходит с остатками на следующий год, иногда этот процент может быть больше. Это определяется многими факторами:
- Производственные – производство в конце сезона;
- Погодные – не выпал снег;
- Экономические – цена, доходы потребителей.
Шины вынуждены храниться на складе до момента их покупки – от месяца до нескольких лет. Насколько это опасно, и как это влияет на физико-механические свойства и химические процессы, происходящие в шине с течением времени. Шина – один из элементов колеса, благодаря которому автомобиль может совершать движение. Функции колеса:
- Передача крутящего момента от двигателя к дороге;
- Нагрузка массы автомобиля и его груза;
- Торможение – сцепление с дорогой;
- Амортизация неровностей за сет внутренних элементов;
- Направление движения автомобиля и экономия топлива.
Сигнал к замене шины – износ рисунка протектора и достижение индикаторов износа. В среднем, каждые 3-4 года мы меняем шины. При покупке новой модели нас интересует срок службы, тормозные характеристики, управляемость, комфорт, шум и дата производства.
Структура шины
Шина – это продукт, состоящий из резиновых и армирующих усиливающий материалов. Она живет по законам физики и химии. Улучшение одного параметра сказывается на функционировании других: протектор, боковины, внутренняя часть изготовлены из резиновых смесей различного состава, который может включать от 8 до 40 различных компонентов, влияющие на множество параметров. Задача производителя – сделать смесь, свойства которой будут максимально постоянными с течением времени и как можно медленней изменялись. Следовательно, необходимо создать надежную защиту этих свойств на период хранения и эксплуатации.
Главный враг шины – старение, окисление, с последующим разрушением поверхностного слоя. Наиболее опасными видами старения являются атмосферное и тепловое. В результате первого разрушаются внутримолекулярные связи каучука с другими компонентами. Тепловое старение – результат одновременного воздействия тепла и кислорода, в результате чего необратимо изменяются эластические свойства шины. Таким образом, старение шины – результат воздействия кислорода, тепла и озона: изменяется цвет, появляется сетка трещин и теряется эластичность.
Что может защитить резиновую смесь от этих вредных воздействий
Для защиты смесей применяются антиоксиданты, однако в комплексе с ингибиторами и антиозонатами длительного действия повышается защита резиновой смеси от окислений и разрушений. После застывания смеси они кристаллизуются на поверхности и образуют пленку, которая защищает резину от воздействия внешних факторов.
С какого момента начинаются процессы старения
Пока резина находится в помещении с искусственным освещением и при температуре не выше 20 градусов, ее поверхности ничто не угрожает. Процессы старения шины начинаются с момента установки шина на автомобиль. Именно противостарители, антиоксиданты и прочие защитные вещества на протяжении 3-4 лет усиленно защищают шину от вредных воздействий.
Правильное хранение определяет сохранность характеристик. Действие противостарителей и антиозонантов при правильном хранении рассчитано на 5 лет, что доказано испытаниями ряда химических лабораторий, которые работают над проблемой определения срока хранения резины. Выдержка резины в течение трех суток при температуре 100 градусов идентично атмосферному старению в течение 5 лет.
Все это подтверждено испытаниями и применяется на протяжении долгих лет, а самое главное – совершенствуется. Согласно результатам испытаний искусственного старения шин, проведенным немецким автомобильным клубам ADAC, процесс старения начинается только после 2-3 лет активной эксплуатации. Сравнительные при равных условиях показали дали одинаковые результаты свойств резины при хранении и эксплуатации в 2-3 года – дата производства никак не повлияла на результат.